В феврале 2016 года продажи кроссоверов и внедорожников в России выросли на 20%, составив 37 840 единиц.

Это чуть ли не половина всего февральского рынка новых авто в стране – 43%.

16041907

Производители давно уловили эту тенденцию, а потому на рынке появляется бесконечное множество автомобилей такого типа, включая так называемые «кроссовые» версии. Однако есть ли у внедорожников и кроссоверов четкие характеристики, которые бы позволяли их четко разделять?

Три категории

По словам директора Центра технической экспертизы ФГУП НАМИ Андрея Васильева, современная нормативно-техническая документация делит автомобили на три категории: высокой, ограниченной и повышенной проходимости. Первые предназначены для движения, как правило, вне дорог – за счет мощного двигателя, соответствующих характеристик трансмиссии (полный привод, оптимальное распределение крутящего момента), применения особых шин. К этому разряду причисляют в основном машины специального и военного назначения.

В то же время автомобили повышенной проходимости должны иметь определенные конструктивные особенности. В частности, хотя бы одну переднюю и одну заднюю оси, конструкция которых обеспечивает их одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, и хотя бы один механизм блокировки дифференциала или аналогичного действия. Такие автомобили должны удовлетворять хотя бы пяти требованиям из шести: угол въезда не менее 25 градусов, съезда – не менее 20, продольный угол проходимости – не менее 20, дорожный просвет под передней и под задней осями – не менее 180 мм, межосевой – не менее 200 мм.

Термины «внедорожник», «кроссовер», «приподнятый хэтчбек» не являются официальными, однако широко применяются в обиходной речи и популярной литературе.

Исторические различия

Общепринятого ответа на вопрос о том, где проходит граница между внедорожником и кроссовером, кроссовером и легковым автомобилем повышенной проходимости, нет.

Основные различия между внедорожниками и кроссоверами сложились исторически. Изначально внедорожными были автомобили специального назначения, военная или сельскохозяйственная техника. Основные их характеристики – прочная стальная рама, вместительность грузового отсека, кузов универсал или пикап.

Термин «кроссовер» появился для обозначения межклассового автомобиля, который с равным успехом можно отнести сразу к нескольким сегментам. Однако, со временем словом «кроссовер» стали называть автомобили условно повышенной проходимости. То есть у них есть все внешние признаки внедорожника: увеличенный клиренс, высокая посадка, полный привод и улучшенная проходимость, – но на серьезное бездорожье им лучше не выезжать. Со временем даже наличие полного привода стало необязательным условием, и понятие «кроссовер» во многом приобрело исключительно маркетинговый смысл.

Похожие на внедорожники

Большинство кроссоверов лишь выглядят похожими на внедорожники. У них характерные пропорции, высокая посадка и дорожный просвет 17-20 см. Хотя такие машины и не в состоянии штурмовать серьезные препятствия, но они удобнее в городской эксплуатации.

Таким образом, внедорожник – это общее, в настоящее время уже размытое понятие. Традиционно считается, что это большой по размеру автомобиль, зачастую с рамной конструкцией, мощным двигателем, высоким клиренсом, постоянным полным приводом, блокировками дифференциалов, пониженной передачей, широкой резиной. Он подходит для езды по бездорожью и дорогам общего назначения.

Кроссовер меньше по размерам, может иметь и монопривод, только несущий кузов, не отличается столь высокой проходимостью в сложных дорожных условиях, но это автомобиль более комфортный и близкий по управляемости к легковому.